Кондиционеры на экологически чистом фреоне R410


Фреон для кондиционера что это? Фреон является хладагентом, т.е веществом, которое в газообразном состоянии переносит тепло из внутреннего блока кондиционера в наружный. Там он отдает тепло, охлаждается и перекачивается в жидком виде в теплообменник, и так до бесконечности, или до тех пор, пока хладагент не испариться. В замкнутом контуре кондиционера, да и в холодильнике он находится в жидком виде и не опасен для человека, да и не имеет свойства самовозгорания.

Ранее все кондиционеры работали на фреоне R22, но в начале нынешнего века его признали опасным для озонового слоя атмосферы и начали искать другие виды хладагентов. Начали разрабатывать новые виды фреонов, которые были признаны безопасными для озонового слоя. Их стали использовать во всей холодильной технике, которая применялась в развитых странах Европы, Америки и Азии. В основном это были фреоны марки R407 и R410A.

Новые виды фреонов потребовали нового подхода к производству и монтажу кондиционеров, так как они обладают высоким давлением конденсации, от 24 до 26 атмосфер, тогда как  у фреона R22 давление было не более 16 атмосфер.

Такие фреоны гораздо дороже, да и стоимость производства, монтажа и обслуживание кондиционеров значительно выросли. Новые виды фреонов представляли собой смеси нескольких компонентов простых фреонов (смеси метана и этана, при котором произошло замещение атомов водорода в цепочке на атомы хлора и фтора). Смеси 407 и 410 отличаются только скоростью испарения  отдельных фракций. Первоначально пытались применить фреон R407, но  заправка кондиционеров этим видом приводила к тому, что испарения происходили неравномерно,  изменялись физические свойства смеси, и было необходимо  сливать всю заправку, и заправить свежим фреоном, что значительно увеличивало цену на расходные материалы. 

Проведенные исследования показали, что наиболее оптимальным вариантом является фреон под условным номером R410 и его последующие модификации, которые обладали изотропными качествами, т.е. испарение компонентов происходило практически с одинаковой скоростью. При использовании фреона марки R410 достаточно было при его испарении просто дозаправить систему. Стоимость обслуживания увеличивалась также из-за использования специального компрессорного масла на полиэфирной основе. 

Основное требование к этому маслу то, что оно имеет повышенную гигроскопичность, т.е. очень чувствительно к наличию влаги в системе. Установка кондиционеров и их предпусковая наладка должны быть проведены с высоким качеством работ с использованием вакуумного оборудования, чтобы исключить нахождение влаги в системе, да и герметизация холодильного контура должна быть более высокого качества. Остается добавить, что стоимость фреонов R410 и 410А на порядок дороже классического R22, но, учитывая то, что за последний год цена R22 возросла, их стоимость практически сравнялась, так, же как и сравнялась цена на услуги по заправке и дозаправке агрегата.

Но общие расходы и цена кондиционеров на фреоне R410A и R410 BIO заставляют производителей и региональные сервисные организации не спешить с переходом на новый хладагент. Но время заставит всех начать производство ходильной техники на хладагентах HCF, так как производители брендовых марок кондиционеров в большинстве случаев расположены в Европе, а спрос всегда формируется качественными моделями. Поэтому солидные обслуживающие организации в любом случае должны оснащаться специфическим инструментом, иначе они могут потерять значительный рынок корпоративного сегмента, приносящий стабильный доход.

Необходимо учитывать, что удельная производительность холода по характеристике фреона R410A гораздо выше, чем у привычного для нас аналога R22, да и рабочее давление в системе выше до 40%. С такими факторами возможно теплообменник сделать меньших размеров, а также значительно уменьшить размеры трубопроводов, переходников и иных элементов гидравлического контура. 

Но, с другой стороны, повышается требования к качеству соединений, переходников и клапанов. При качественном производстве и монтаже стандартная норма утечки фреона составляет примерно 5-7% в год. Поэтому в обязательном порядке необходимо следить за его уровнем, чтобы не вывести из строя весь агрегат. Компрессор при работе охлаждается фреоном, а если его не хватает, то компрессор перегревается и выходит из строя, а его стоимость составляет более половины стоимости кондиционера.